Вт, 23.04.2024, 16:43 ЛУГАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ |
История(ЛЕТОПИСЬ СПЕКТАКЛЕЙ нашего театра) Ее составили выпускники Ленинградского театрального училища — 32 человека — и 15 актеров с большим опытом и стажем работы, были среди них те, кто начинал в «Шахтерке Донбасса» — 3. Утехина, В. Клопотов, В. Шмукловский. Такое слияние имело плюсы и минусы. Необходимо было найти общий язык, добиться единого метода работы над спектаклем. Это вызывало потребность и необходимость систематической педагогической работы с молодежью. Возглавил коллектив один из опытнейших мастеров сцены, ученик Ю. Завадского — А. Тункель, главным художником стал В. Айвазян, директором — человек с организационным талантом — К. Перлов. 26 октября 1939 года в помещении Дворца культуры имени В. И. Ленина состоялась премьера и открытие театра. Был показан спектакль «Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча. Это было смелое по тем временам произведение. Немногим больше одного сезона проработал театр. Началась Великая Отечественная война… В сентябре по приказу Комитета по делам искусств УССР театр был расформирован. Однако актеры решили сохранить коллектив. Ему была предоставлена возможность выехать в Узбекистан, где он получил назначение в Наманган. Прибыл на место 5 декабря 1941 года. И сразу приступил к работе. 3 ноября 1943 года театр получил вызов из освобожденного Луганска. 13 ноября того же года тепло встреченные земляками, они открыли сезон спектаклем «Жди меня». В творческих поисках еще в 40-е годы театр обрел свое лицо в работе над произведениями классики. Режиссер Н. Гайдаров поставил «Каменный властелин» Леси Украинки (Дон Жуан — А. Романцев, Анна — 3. Утехина), «Марию Стюарт» Ф. Шиллера (Мария — 3. Утехина), А. Ходырев — «Маскарад» М. Лермонтова (Арбенин — А. Ходырев, Нина — Р. Светинская), Г. Нарковский — «Волки и овцы», «На бойком месте» А. Островского, Альховский —«Правда — хорошо, а счастье — лучше». А. Островского. Встреча с классикой оказалась благотворной для театра, начавшийся процесс обновления стилистики театра нашел свое продолжение в творческом процессе 50-х годов — в стремлении найти новые ресурсы выразительности, придающие спектаклям жанровую определенность, сценическую завершенность произведения. В 1952 году театр возглавляет П. Ветров. С 1937 года после Окончания Ленинградского театрального института Петр Исидорович работает на Украине в театрах Луганска, Донецка, Кировограда. Становится главным режиссером Луганского русского драматического в 1952—1959-м, а в 1963—1968-м — объединенного театра русского и украинского. Его знали как мастера значительных режиссерских работ, в которых он проявил умение читать, чувствовать автора, его стиль, выражать свою гражданскую позицию: «Разлом» Б. Лавренева, «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Последние» М. Горького. Высокого класса и актерские работы П. Ветрова. Сложный период начался в жизни театра после ухода П. Ветрова. Один за другим менялись режиссеры — А. Фомин, С. Шпанов, В. Ненашев.
1 января 1963 года Совет Министров УССР принял постановление об объединении двух областных театров русского и украинского в один Луганский областной драматический театр с двумя труппами — русской и украинской.
Осенью 1963 года в театр возвращается П. Ветров. Вместе с ним возвратились А. Коженовский., Е. Ветрова, Э. Позднякова, Д. Витченко, С. Сиротюк, Н. Заика, А. Дмитриева. Приехал с ним А. Хруничев, Т. Кленова, актер с большим сценически опытом П. Кленов, работавший ранее в Ростове и Мариуполе. Это возвращение приветствовала театральная общественность города, искренне радовались актеры — им так не хватало его, ветровской сердечности, им так нужна была его строгая взыскательность. Вокруг Петра Исидоровича опять сплачивается мощный творческий коллектив, готовый, не зная усталости, работать, чтобы доказать благотворную силу искусства… Итак, театр покинул, и на этот раз навсегда, его лидер, художественный руководитель П. Ветров. Остался коллектив, им взлелеянный: А. Коженовский, Ф. Максимовский, Э. Позднякова, В. Турин, А. Яценко, Е. Ветрова, Л. Синельникова, Н. Ращупкин, А. Сахаров, Н. Соя. Уже слышались молодые голоса, постигшие секреты «дуэтного» искусства, Д. Витченко и С. Сиротюк. Д. Витченко вступил в пору расцвета — уверенно шел по жизни его Сергей Петров из спектакля «Всем смертям назло» В. Титова, К. Миленко. Спектаклями «Каменный властелин» и «Мещане» режиссер В. Тимошин окончательно утвердил себя в Луганском театре. В это время произошло знаменательное событие — наконец произошло разделение театра на две труппы — приказом Министерства культуры УССР от 23 октября 1970 года театр был переименован в «Луганский областной музыкально-драматический театр с двумя труппами — украинской и русской». Была обретена творческая свобода, обретена большая мобильность.
Преодолевая, насколько это было возможно, застойные преграды, театр начал более требовательно и взыскательно формировать репертуарную афишу. Желание говорить о жизни, о человеке требовало драматургии масштабной, содержащей художественные обобщения и в то же время эмоциональной, страстной. Уже после московских гастролей стало ясно, что В. Тимошин пришел в театр со своей обоснованной эстетической программой. С необычайным уважением отнесся к труду, вложенному его предшественниками в этот театр, он повел его дальше. В. Тимошин взял курс на омоложение коллектива. Была приглашена группа актеров из разных учебных заведений. Их сразу заняли в спектаклях. Это — Т. Шинакова, И. Сиротинская, Е. Коваль, Я. Гранко. Они знали, что входили в коллектив, в котором господствовали не режиссерские изыски, а строгая лаконичная форма, тяготение к глубокому философскому осмыслению идейного содержания произведения. Им было у кого поучиться вдохновенному творчеству.
Обогащение театральной афиши произошло за счет постановки русской классики, в частности пьес А. Островского. Как прежде, для луганчан театр Островского — это театр глубокой мысли, общественных конфликтов, социальной сложных характеров. Два спектакля «Красавец-мужчина» и «Сердце не камень» поставлены В. Тимошиным, третий — «Воспитанница» — А. Коженовским. В театре, и этого нельзя было не заметить, на среднее и молодое поколение возложили ведущую роль, ибо пришел актер со своим видением мира, современными художественными воззрениями, познанием новых тенденций в исполнительском искусстве. Это понимает художественный руководитель театра, его главный режиссер - Тимошин. Нужно было дать работу всему коллективу, дать возможность посмотреть спектакли гастролирующих театров, поработать с режиссерами разных школ, в том числе зарубежных театров. Тимошин сам ставит «Гибель эскадры» в театре имени Бояна Дановского (Перник, Болгария), а постановочная группа из Болгарии в составе режиссера И. Венкова и художника Л. Петрова осуществляет постановку в Луганске «Вампира». 69 театральный сезон открылся премьерой спектакля по пьесе Педро Кальдерона "С любовью не шутят", в декабре прошла премьера спектакля "Додо" по пьесе Клайва Пэйтона в постановке известного режиссера Александра Дзекуна (Лауреата Национальной Шевченковской премии 2007 г.), в январе на суд зрителей была представлена работа "Третье слово" по пьесе Алехандро Кальдерона "Дикарь". Вышел спектакль по пьесе Владимира Гуркина "Саня,Ваня с ними Римас". Активно идет подготовка к 70-му юбилейному театральному сезону. Коллектив театра выиграл грант Областного совета на проведение театрально - культурологического проекта "А.Н.Островский.XXI век. Украина." посвященном 185 летию со дня рождения великого драматурга. Впереди интересное гастрольное лето, участие в фестивалях. История не заканчивается, она только начинается... Далее вы можете посмотреть и изучить ЛЕТОПИСЬ СПЕКТАКЛЕЙ нашего театра. |
|
Луганский академический областной русский драматический театр © 2024 Проект создан при участии Daniil Volgiy |